Невыносимая легкость бытия уже определяет «легкость» сознания.
Новость, которая на прошлой неделе привлекла внимание всех, кто так или иначе связан с интернетом, - Госдума приняла во втором чтении поправки в закон о средствах массовой информации, которые регулируют деятельность Интернет-изданий. Коротко: теперь Интернет-медиа должны отвечать за комментарии читателей.
Посыл понятен: ну очень хочется власть имущим контролировать все, что можно. Раньше удовольствовались контролем над ТВ и превращением его в источник бесконечного удовольствия для народа, которому оставили лишь один вариант обратной реакции: позвонить в магазин на диване и заказать вибратор с тридцатью разными насадками («даже ваша кошка получит удовольствие от этого удивительного продукта всего за 99 долларов и 99 центов»). Или напрячь интеллект, позвонить кривляющейся девице и наконец назвать слово, которое написано на экране («начинается на «табу…» и заканчивается «…етка», ну кто же, кто же, наконец, назовет мне это слово!»).
Теперь во властных коридорах узнали наконец, что на свете существует Интернет. И что он давно стал больше ТВ. И что народ позволяет себе там всевозможные, понимаешь, мнения. Ну и ручка как-то сама потянулась к кнопке Delete.
Правда, по ручонкам немного настучал президент Дмитрий Медведев. Он поручил все же обозначить «пределы ответственности» редакций Интернет-СМИ за мнения, которые смеют иметь их читатели.
Полагаю, чиновники попытаются все же убедить президент, что не надо - пределы. Куда милее беспредел. Потому как 2012 год не за горами. И вообще. Надо контролировать. Потому что сплошной экстремизм. На сайтах знакомств шахидки могут оказаться. А на Bankir.ru каком-нибудь обсуждают планы переворота с захватом (по большевисткой традиции) вокзалов, телеграфа и банков. Где доказательства? А вот, смотрите, они про банки что-то говорят. Значит, точно к захвату готовятся. Запретить! Остановить!
Возникает, правда, вопрос: а не все ли с точностью до наоборот? Может быть, авторы это замечательной инициативы готовятся к захвату? Просто вместо телеграфа в современном мире – Интернет. Вот и приноравливаются. Если учесть, что не так давно какие-то чиновные идиоты на полном серьезе обсуждали тему запрета Skype, Gmail и Hotmail и проч., - то очень похоже.
Возможно, скоро и Твиттер запретят. А то пишут там всякие – совершенно бесконтрольно. А для президента оставят такой локальный вариант Твиттера. Твиттер-кремлин. Пишут в Николаевском дворце, а читают и комментируют в будке охраны под Боровицкой башней. Лепота.
Сторонников у идеи наложить лапку на кнопку Delete много.
Например, председатель cинодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда заявил, что СМИ должны нести ответственность за публикации комментариев читателей. Мол, «надо убирать с сайтов уважаемых СМИ похабщину, клевету, экстремистские высказывания, сеющие раздор и рознь». «Та невыносимая легкость комментариев, которая характерна для большинства интернет-дискуссий, действует разрушительно и ведет к ненормативному общению и оскорблениям», - заявил поп. – «Возможность кого угодно написать что угодно в Интернете порождает порочный дискурс».
Ох, порождает. Пишут, подлецы, что угодно. Надо контролировать. Вот только кто будет определять, что есть «порочный дискурс»? Выложить в Сети сказку о попе и работнике его Балде – это порочный дискурс? Несомненно! Что значит: «не гонялся бы ты поп за дешевизной»? это еще почему?! Вот нашли способ контролировать умы в Интернете – дешево и сердито.
Парламентарии и порученцы президента сейчас корпят над предложениями, как правильно кастрировать Интернет. Спорят, сколько обрезать – посюда или под корешок. Зря, кстати, спорят, можно было бы легче и эффективнее. У нас многие удачные законы калькированы с чужого опыта. Так взять и калькировать законы Северной Кореи, регламентирующие Интернет. Там наверняка вопрос решен с максимальной эффективностью. Никаких «порочных дискурсов».
Тут, правда, еще вопрос, как контролировать. Тоже калькировать можно удачный чужой опыт. Лет пятнадцать назад автору этих строк довелось поработать в саддамовском Ираке. Там утром и вечером над Багдадом летал специально обученный вертолет, смотрел: не выставил ли кто на доме спутниковую антенну ловить вражьи «голоса». Если находили антенну – полгода тюрьмы. «Вася подключил инет – Васи дома больше нет». Или: «Сегодня ты писал в Сети – не хочешь родину спасти». Как-то так.
Будем ждать продолжения этого пиршества виртуального духа.
P.S. И попрошу комментариев под колонкой не писать. Распустились, понимаешь, пишут и пишут, плодят свои порочные дискурсы. А мне отвечать. Так что все постираем.